Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

 

Лента новостей

Download the news of the informer...
Новое в законодательстве

29 декабря 2012 года принят Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который, за исключением отдельных положений, вступил в силу с 1 сентября 2013 года.

I. Новеллами Федерального закона являются следующие положения.

1. Федеральным законом изменена система уровней образования. В целом система уровней образования, предусмотренная ст.10 Федерального закона «Об образовании», выглядит следующим образом:

- уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

- уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

2. Федеральным законом расширен круг субъектов, имеющих право на ведение образовательной деятельности:

  • образовательные организации (некоммерческие организации, для которых образовательная деятельность является основным видом деятельности: дошкольные, общеобразовательные, профессиональные образовательные организации и др.);
  • организации, осуществляющие обучение (юридические лица, для которых образовательная деятельность является дополнительной к их основной деятельности: научные организации; организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых; организации, осуществляющие социальное обслуживание и др.);
  • иные юридические лица;
  • индивидуальные предприниматели.

3.  Значительные изменения предусмотрены в системе дошкольного образования.

Федеральным законом предусмотрено право родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, получающих дошкольное образование в форме семейного образования (не посещающих дошкольную образовательную организацию), на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи должны осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В Федеральном законе отсутствует правовая норма, ограничивающая размер платы, взимаемой с родителей (законных представителей) (далее - родительская плата) за присмотр и уход за ребенком в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования. При этом закреплено право учредителя таких организаций снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке. К таким категориям должны быть отнесены, например, родители детей из многодетных и (или) малообеспеченных семей.

Законодателем также установлено, что за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается.

В соответствии с Федеральным законом не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в таких организациях. В Федеральном законе определено, что присмотр и уход за детьми – это комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Статьей 9 Федерального закона «Об образовании» в компетенцию органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов включено новое полномочие - учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа.

Изменены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в части финансового обеспечения дошкольного образования. Федеральным законом определено, что с 1 января 2014 года к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации отнесено:

  • обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях и в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

4. Законодатель предусмотрел полномочие органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению общего образования в частных общеобразовательных организациях. В полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования входит финансовое обеспечение получения начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

5. Федеральным законом модернизирована система подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена. В условиях развития производства и внедрения новых наукоемких технологий предлагается осуществлять подготовку профессий, которые в настоящее время требуют начального профессионального образования, в рамках системы среднего профессионального образования. В этих целях и вводится образовательная программа среднего профессионального образования - подготовка квалифицированных рабочих. В связи с исключением из уровней образования начального профессионального образования Федеральным законом закрепляется гарантия общедоступности и бесплатности в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования. Исключение составляют специальности, требующие у поступающих в организации профессионального образования, определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств. В настоящее время бесплатное среднее профессиональное образование может быть получено гражданами только на конкурсной основе.

6. Законодателем предусмотрено право педагогических работников на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. Ранее это право реализовалось педагогическими работниками не реже чем один раз в пять лет.

В соответствии с Федеральным законом сохраняется право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения имеют педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Буклет

 

 

 

 

 

 

Телефон «горячей линии» общественной приёмной, по которому проводится предварительная запись на личный приём по любому интересующему вас юридическому вопросу: 8-(499) 129-05-02. Адрес электронной почты: posvet@mail.ru. Мы работаем в Москве, но принимаем жителей ближайших регионов. Все консультации проводятся бесплатно.